"КАРМАННОЕ" ТЕЛЕВИДЕНИЕ. ЭССЕ О DVB-H
Меню
for@matrix-eng.ru +7(495) 971-55-59
+7 (910) 433-99-40 Заказать звонок
Искать на сайте

"КАРМАННОЕ" ТЕЛЕВИДЕНИЕ. ЭССЕ О DVB-H

"КАРМАННОЕ" ТЕЛЕВИДЕНИЕ. ЭССЕ О DVB-H

DVB-H (Digital Video Broadcasting - Handheld) — технология мобильного вещания, позволяющая передавать цифровой видеосигнал на обильные устройства, такие как КПК, мобильный телефон или портативный телевизор. Формально, этот стандарт (EN 302 304) был принят в ноябре 2004 года ETSI.

Тридцать лет назад в Москве, на бывшем тогда еще проспекте Калинина, был установлен громадный по тем временам экран. На нем любой житель или гость столицы нашей родины мог посмотреть программу "Время". Это была одна из первых удачных попыток выхода ТВ на улицы городов и, по сути, являлась прародителем современных видеоинформационных систем, таких как, например, Digital Signage. В те времена телевизионный экран был, своего рода, магнитом, который притягивал к себе зрителя, и зрителя тянуло по направлению к этому волшебному "ящику". Сегодня зритель другой, он хочет, чтобы телевизор следовал за ним, сопровождал его везде. И современное телевидение — уже не та совокупность "ящиков", которой оно являлось 30 и более лет назад. Сегодня это медиасреда, следующая за зрителем, где бы он ни находился — дома, на улице, в общественном транспорте или личном автомобиле.

Благодаря сервисам DVB-H, практически, любой обладатель совместимого устройства может смотреть ТВ-программы в цифровом качестве там, где он находится в данный момент. Мобильное телевидение сегодня — это не один ТВ-канал, работающий в опытном режиме, их десятки. Эта услуга — не ближайшее "светлое" будущее, этот сервис уже работает и у нас в РФ. Телевизор не только "вышел" на улицы, он еще и переместился в "карманы" зрительской аудитории. Количество мобильных устройств с поддержкой DVB-H растет год от года. "Карманное" телевидение расширяет зрительскую аудиторию до удивительно больших размеров. Ее охват ограничен, пожалуй, лишь зоной покрытия сетями операторов мобильной связи. Сегодня это территории больше, чем, например, зоны покрытия наземного и кабельного телевидения. С подобной потенциальной аудиторией уже невозможно не считаться. Под нее необходимо адаптировать телевидение, причем не только содержание программ, но и технологию их производства. И этому есть логическое объяснение, например, титры на экране большого телеприемника абсолютно не подходят для демонстрации на экране "карманного" телевизора. Размеры их экранов отличаются в десятки раз. При прямом масштабировании титры на экране "карманного" телевизора становятся практически невидимыми. Однако адаптации требуют не только титры, но и многие другие атрибуты современной ТВ-картинки. Так, телевизионный план футбольного матча, снятый с верхней точки, великолепно воспринимается на большой ТВ-панели, но при просмотре на экране мобильного телефона зритель будет испытывать дискомфорт — игроки и мяч будут едва различимы. Следовательно, длиннофокусная оптика в меньшей степени востребована для мобильного ТВ по сравнению с "широкоугольниками" и стандартными объективами, дающими крупный и средний планы. Все это уже совершенно другие технологии — как в создании программ, так и в обработке изображения и вещании.

"Карманное" телевидение набирает обороты не только среди зрительской аудитории, но и в сфере ТВ-производства. Даже большое телевидение не может игнорировать движение "мобильных репортеров", производящих, так называемый, user-enerated content (контент, снятый пользователями). Снятые ими кадры мы можем увидеть, практически, на любом российском телеканале. Эти сюжеты актуальны, они интересны, и наконец, они первыми выходят в эфир, до появления вещательной версии события. И в этом их основное отличие от сюжетов, снятых по классической технологии. Надо признать, что современная телевизионная техника не всегда достаточно проворна. Ей не хватает компактности и легкости, итог — проблемы с доставкой к месту события. Чего не скажешь о современных мобильных телефонах, смартфонах и блогкамерах. Они явно переигрывают классические системы сбора контента по скорости доставки материала в студию и составляют здоровую конкуренцию классическим технологиям.

Сегодня элементы "карманного" телевидения мы встречаем и в студийном производстве. Возьмем для примера продукцию компаний NewTec и Brexel. Это еще не "студия в кармане", но уже достаточно компактные комплексы. В сравнительно небольшом корпусе уместилась полная технологическая цепочка телевизионной студии. Одна система объединяет в себе видео- и звуковой микшер, графическую станцию оформления эфира, титровальную станцию, логогенератор, видеорекордер и даже инструментарий для работы с виртуальными декорациями. Раньше весь перечисленный комплект оборудования занимал не один десяток квадратных метров — сегодня все умещается в багажнике автомобиля. И как результат — высокие показатели мобильности подобных мини-студий. Если вспомнить историю мобильного телефона, то, когда-то, и он представлял собой увесистый кейс всего с одной функцией — прием и передача вызова. Сейчас в мобильном телефоне заложено такое количество возможностей, что под угрозу вытеснения попадает рынок компактных ноутбуков и фотокамер. Думаю, в скором времени ни у кого не вызовет сомнения необходимость появления ПТС-приложения для смартфонов, которое с большой радостью возьмет на вооружение многочисленная армия "мобильных репортеров".

??????